Историческая хроника Донбасса.

<<Возврат

Геологическое прошлое.

Донецкий угольный бассейн образовался на заливах и лиманах давно несуществующего моря. Это море занимало всю восточную половину Европейской России и западную Азиатской, разделяясь между ними сплошным массивом Уральского хребта и врезаясь на запад узким, сильно вытянутым Донецким заливом в материк.
Как памятники, давно исчезнувшего моря, до нашей эпохи сохранились сравнительно небольшие резервуары, наполненные морской водой, моря Каспийское и Аральское.
В обнажившихся местах образовалась мощная толща известняка из обитавших на дне моря раковин. Берега моря были покрыты пышной растительностью, свойственной каменноугольному периоду: чудовищными сигилляриями, гигантскими хвощами, древовидными папоротниками, стройными лепидодендронами и каламитами. Остатки этих растений, весьма богатых клетчаткой, устилали дно мелководного залива, перемежаясь с песком и илом, начинали гнить и в результате тления, продолжавшегося тысячелетия, превращались в торф, каменный уголь и антрацит.
Со времени выхода из под вод каменноугольного моря толща Донецких отложений три раза была снова заливаема волнами моря - в течение юрского, мелового и третичного периодов. Наступление каждого моря уничтожало размывом высоко поднимающиеся места и заполняло своими отложениями впадины, содействуя, таким образом, постепенному нивелированию поверхности.
В конце концов, от горных цепей, перерезывавших местность, остались только их широкие основания в виде кряжей. Ряд этих кряжей пересекает весь бассейн с северо-запада на юго-восток, ясно свидетельствуя о прежнем положении размытых горных цепей. Самый значительный из этих кряжей, так называемый главный перелом, или Донецкий кряж.
Совместной деятельностью в течение целых геологических периодов кряжеобразовательного и нивелирующего процесса площадь Донецкого бассейна приведена к своему современному виду, представляя собой тип рельефа, известный под названием "Плато размыва"

Колонизация края.

На первоначальную колонизацию Донецкого кряжа оказало наибольшее влияние то обстоятельство, что он находился на пути великого передвижения народов с далекого востока на запад. Кочевые народы востока в течении долгих столетий проносились шумным потоком через этот край, не желая или не имея возможности осесть в нем самим, и не давая этой возможности другим. Здесь боролись две противоположные стихии: стихия северная, славянская, стремившаяся завладеть краем путем мирной колонизации и стихия восточная, тюрко-монгольская, сметавшая на своем пути все насаждения оседлой жизни и культуры. Борьба этих двух стихий на протяжении почти тысячелетия и составляет всю историю первоначальной колонизации края.
Начало славянской колонизации края относится к VIII и IX векам христианской эры, когда этот край вместе со всем побережьем Черного и Каспийского морей находился под властью народа тюркского происхождения - хазар. Под властью хазар считались и соседи с севера - славяне, платившие им дань и пользовавшиеся их политическим покровительством.
В колонизации края также принимали участие вятичи, радимичи, а особенно черниговские северяне, наиболее энергичные колонизаторы среди славян, отчего вся колонизация получила название северянской.
Памятником этой былой, впоследствии уничтоженной колонизации, остается до наших дней название реки Северский Донец.
Впоследствии новая историческая волна приносит сюда новых кочевников, тоже тюркского племени: в Х веке печенегов, которые уничтожают хазар и распространяют свою власть на все пространство южной России и Крыма; в ХI веке половцев, которые уничтожают печенегов и занимают их место.
Происходит упорная борьба славян с кочевниками не столько за право колонизации южных земель, сколько за целостность и безопасность собственной территории. Это вековая борьба проигрывается славянами - они были оттеснены на север.
В ХIII веке неисчислимые полчища новых кочевников, татар, нахлынули в Европу из Азии, уничтожили или поглотили половцев, грозою прошли по всей русской земле, разрушив до основания Киев, Волынь, Галич и др. города, дошли до Венгрии и, потерпев там неудачу, возвратились назад и образовали Золотую Орду, в последствии от которой сохранилась только одна ее часть - Крымское ханство.
С ХVI века прежняя борьба между кочевниками и оседлым населением переходит в другую стадию борьбы двух культур: мусульманской и христианской. Идет непрерывная борьба за преобладание между государствами: с одной стороны Оттоманская империя в качестве аванпоста, Крымского ханства; с другой стороны Польша и Украина со своим аванпостом, Запорожской Сечью, и Москва со своим аванпостом, Донским казачеством. С этого времени снова возобновляется, остановленная на много столетий наплывом кочевников, былая славянская колонизация южно - русских степей.
Колонизация шла путем формирования на берегах Днепра и Дона двух казацких вольниц: Запорожской Сечи и Донского казачества, сложившихся из элементов, которым было тесно в условиях государства. Славянская колонизация закончилась в XVIII в. сложением двух могущественных воинских общин, обладавших огромной территорией, по которой были рассеяны их многочисленные поселки. Границей между ними служила река Кальмиус. Казакам фактически принадлежали только отдельные поселения и соединявшие их степные шляхи. Все остальное пространство было наводнено кочевниками, крымскими и ногайскими татарами, грозившими казацким поселениям постоянной опасностью. Лишь в1783 году, после присоединения Крыма, степь была окончательно очищена от кочевников.
Наряду с естественной колонизацией южных степей последовательно проводилась колонизация правительственная. Создавались укрепленные места, сторожевые пункты вдоль южной границы, для защиты от степных кочевников.
При Анне Иоанновне, в 1730 году укрепленная черта достигает северных границ Екатеринославской губернии где создается украинская линия, соединившая цепью укрепленных мест среднее течение Днепра с Северским Донцом. При ЕкатеринеII была проведена днепровская линия укреплений по южной границе Екатеринославской губернии.
Правительство принимало меры к заселению степи, прибегая к вызову иностранных, преимущественно южно-славянских, колонистов. В царствие Елизаветы Петровны это переселение приняло большие размеры; во главе его стоял австрийский серб, полковник Хорват, явившийся раньше других, а также Шевич и Прерадович; они основали ряд военно-земледельческих поселений, делившихся на полки, роты и шанцы и составивших две вновь образованных провинций: Новосербию в северной части Херсонской губернии (Елизаветградский уезд) и Славяносербию в северо-восточной части Екатеринославской губернии (Славяносербский уезд).
Число сербов среди поселенцев было не велико, В 1770 году их было около 1000 человек, остальное население состояло из молдаван, болгар, великороссов - старообрядцев, малороссов и поляков, входивших в состав гусарских и пикинерских полков. Впоследствии это пестрая и разноязычная масса ассимилировалась с коренным населением малорусским и приняла его язык и внешний облик.

Первые промыслы.

О том, как мало были заселены нынешние Харьковская, Луганская и Донецкая области, можно судить по тому, что Белгородский уезд, занимавший огромную территорию от Курска до Азова, имел в 1620 году только 23 поселения с 874 дворами.
В состав Белгородского уезда входила также Донецкая волость, охватывавшая значительную часть нынешнего Донецкого бассейна. На всей этой территории было несколько юртов (имений).
Новопоселенцы изучали недра донецкого бассейна. Уже с 1625 году в районе нынешнего Славянска добывали соль. "Промышлять" ее в донецкие степи ездили "охочие" люди из Валуек, Оскола, Ельца, Курска и других "окраинных" городов России.
В 1646 году был построен острожек Тор для охраны от крымских татар, совершавших набеги на новопоселенцев и "охочих" людей (ныне г.Славянск).
А в 1650 году начали действовать частные соляные заводы острожка Тора.
В 1665 году возник в Торе царский соляной завод, состоявший из трех куреней, в которых вываривалась соль. Всего здесь насчитывалось 40 вмазных котлов. Для ссыпки соли было построено три амбара.
Но завод этот из-за отсутствия рабочей силы бездействовал - присылаемые из центральных губерний солевары разбегались. Лишь в 1676 году, после поселения вдоль Северского Донца черкас (ушедших из-под ига польской шляхты украинцев) началось регулярное солеварение.
Существование каменноугольных залежей было известно местному населению издавна.
В казачьих поселениях и городках вдоль Северского Донца и Дона было налажено металлургическое, горное и кузнечное производство.
Изюмские казаки из торских и маяцких городков, а также донские казаки из Сухаревской станицы стали варить соль не только в Славянске, но и на Бахмутке - притоке Северского Донца. Возле новых соляных промыслов вырос городок Бахмут (известен с 1663 года).
Русский ученый академик Гельмерсен писал в прошлом столетии: "Мы не ошибемся, если предположим, что каменный уголь был известен в этих местах на Донецком кряже задолго до времен Петра Первого, потому что в безлесных краях он выходит наружу в бесчисленно многих местах; кроме того, дождевые и снеговые воды ежегодно открывают в оврагах (балках) новые пласты каменного угля, закрытые напоенною почвою".
Поселенцы-казаки находили залежи угля и руд в оврагах и балках, по разрезам почвы определяли их местоположение.
Известно, например, что казаки удачно организовали поиски свинцовых руд в районе Нагольного кряжа.
Инженер Ильин в конце XVIIIв. наблюдал, как казаки собирали по берегам степных рек на Нагольном кряже свинцовые руды, а затем выплавляли из них металл в ковшах, применяя в качестве флюса животное сало.
В 1696 году , возвращаясь из первого Азовского похода, ПетрI знакомится с донецким каменным углем. Во время отдыха на берегу Кальмиуса царю показали кусок черного, хорошо горящего минерала. "Сей минерал, если не нам, то потомкам нашим зело полезен будет"- сказал Петр.

Начало промышленного производства.

В 1866 году князю Кочубею царским правительством была выдана концессия на устройство на юге России завода для выделки железных рельсов, но он не мог осуществить этой концессии.
При выдаче Полякову концессии на постройку Курско-Харьковско-Азовской железной дороги в 1869 году на него было возложено обязательство, соорудить на юге России железоделательный завод, действующий на местных материалах, но в последствии это обязательство было с него снято. Завод не был выстроен. Не оказался жизнеспособным завод Д.А.Пастухова, основанный им у станции Сулин, Юго-восточной железной дороги, и в скором времени из чугунно-плавильного превратившийся в переделочный; только в 1887 году, когда началась уже разработка криворожских руд, этот завод возвратился снова к самостоятельной выплавке чугуна.
Подданный Великобритании уэльский инженер - металлург Джон Юз приобрел концессию князя Кочубея на строительство завода по производству рельс для строящихся железных дорог. Предприимчивость и энергичность, умение стратегически мыслить, коммерческая подготовка, дали возможность Юзу с успехом совершить, то перед чем останавливались и усилия правительства, и попытки частных предпринимателей - основать одно из колоссальнейших в мире металлургических предприятий, ставшее патриархом южно - русской металлургической промышленности - Новороссийское общество каменноугольного, железного и рельсового производства.
Первая домна металлургического завода задымилась 24 января 1872 года и этот день можно считать днем рождения промышленности Донбасса.
Одновременно была сооружена линия Еленовка - Ясиноватая - Константиновка Екатерининской железной дороги, соединившая Криворожский рудный район с Донецким угольным бассейном. Юзовский завод получил доступ к рудным месторождениям.
<<Возврат
Используются технологии uCoz