За время действия закона органами Прокуратуры Российской Федерации проделана огромная работа: пересмотрено свыше 583 тысяч уголовных дел, по которым реабилитировано свыше 590 тысяч граждан.

Прокуратурой Магаданской области за 1991 - 2003 годы проверено свыше 15 тысяч архивных уголовных дел и реабилитировано свыше 16 тысяч граждан.

Работа по пересмотру архивных уголовных дел в отношении лиц, осужденных на территории Магаданской области за так называемые политические преступления, кропотливая и связана с преодолением определенных сложностей.

Во-первых, это связано с тем, что доля лиц, впервые осужденных Тройками НКВД по Дальстрою, Военными трибуналами войск НКВД (МГБ, МВД) при Дальстрое, выездной сессией Хабаровского областного суда за политические преступления, невелика, и пересмотр дел в отношении таких лиц не вызывает трудностей.

Однако в подавляющем большинстве случаев в Магаданскую область направлялись лица для отбывания наказания за ранее совершенные ими преступные деяния, при этом многие из них имели несколько судимостей, в том числе и за политические преступления.

Для того чтобы проверить законность осуждения гражданина, например Тройкой НКВД при Дальстрое, необходимо пересмотреть каждую из предыдущих судимостей за политические преступления, начиная с более ранней. Для этого направляются соответствующие запросы в прокуратуры, расположенные по месту нахождения органа, принявшего решение о применении репрессии. География направления таких запросов велика - от Военного трибунала группы Советских войск в Германии до Камчатского областного суда.

Во-вторых, принесение осужденными кассационных жалоб на неправильную, по их мнению, квалификацию содеянного, суровость меры наказания и т.п. независимо от результатов их рассмотрения или осуждение лица постоянной сессией Хабаровского краевого суда автоматически удлиняет во времени процедуру пересмотра дела. В подобных случаях представление в судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации вносит Генеральная прокуратура РФ, куда прокуратура области направляет архивное уголовное дело с просьбой принести представление.

В-третьих, работа по пересмотру архивных дел осложняется неодно-кратными изменениями уголовного и уголовно-процессуального законодательства, территориального деления и переименованиями областей, краев, автономных округов, распадом Советского Союза на суверенные государства, принявшими свои, отличные от закона Российской Федерации нормативные документы о реабилитации жертв политических репрессий, утратой или уничтожением за истечением сроков хранения ряда архивных уголовных дел, наличием у осужденных нескольких фамилий (число которых доходит до тринадцати), указанием различных анкетных данных лица, осужденного к высшей мере социальной защиты - расстрелу, с анкетными данными, содержащимися в документах дела, и т. п.

Несмотря на колоссальный объем проделанной работы, органам прокуратуры Российской Федерации предстоит еще проверить 58 тысяч 900 архивных уголовных дел, а Прокуратуре Магаданской области - около 3 тысяч.

Наряду с пересмотром архивных уголовных дел органы прокуратуры рассматривают заявления заинтересованных лиц или общественных организаций о реабилитации лиц, необоснованно осужденных по политическим мотивам.

Прокуратурой Российской Федерации за время действия закона разрешено свыше 745 тысяч обращений граждан и организаций по вопросам реабилитации, восстановления нарушенных прав, предоставления льгот реабилитированным.

В соответствии с законом пострадавшими от политических репрессий и подлежащими реабилитации признаются следующие категории граждан:

- лица, непосредственно подвергшиеся политическим репрессиям;

- дети, находившиеся вместе с репрессированными родителями в местах лишения свободы;

- дети, супруга (супруг) расстреленных или умерших в местах лишения свободы и реабилитированных посмертно.

В 2003 году в прокуратуру области обратился житель Алтайского края М. с заявлением о реабилитации. Проверкой заявления установлено, что отец М. в 1938 году осужден по постановлению Тройки УНКВД по Дальстрою как организатор антисоветской саботажнической группы и за высказывание вражды против советской власти приговорен к высшей мере уголовного наказания - расстрелу. Постановление Тройки в отношении М. приведено в исполнение. Спустя 25 лет президиум Магаданского областного суда указанное постановление Тройки отменил и производство по уголовному делу прекратил за отсутствием в действиях отца М. состава преступления. Изучением хранящегося в архиве УВД области уголовного дела в отношении отца М. и приобщенных М. к заявлению документов установлено, что на М. и его отца распространяется действие Закона "О реабилитации жертв политических репрессий". После этого заявителю были направлены справки о его реабилитации и реабилитации отца. Данные справки М. необходимо предъявить в органы социального обеспечения населения по месту своего жительства для получения предусмотренных законом льгот.

Необходимо отметить, что дети признаются пострадавшими от политических репрессий и подлежащими реабилитации только в тех случаях, когда они родились до освобождения незаконно репрессированных по политическим мотивам родителей из места лишения свободы или до применения к последним высшей меры уголовного наказания - расстрела, а супруге (супругу) льготы предоставляются, если она (он) не вступила (вступил) в другой брак.

Так, гр-ке Г. 1954 года рождения отказано в реабилитации, поскольку ее отец, осужденный по политическим мотивам и впоследствии реабилитированный, был освобожден из мест лишения свободы Магаданской области в 1952 году.

Заявления о реабилитации перечисленных выше категорий граждан подаются самими репрессированными, любыми другими лицами или общественными организациями в органы прокуратуры по месту нахождения органа, принявшего решение о применении репрессии. Так, заявление о реабилитации лица, осужденного Военным трибуналом войск НКВД при Дальстрое, необходимо направлять в прокуратуру Магаданской области, а осужденного Особым совещанием при НКВД СССР - в прокуратуру города Москвы.

Законом установлен достаточно длительный срок рассмотрения заявлений о реабилитации - 3 месяца. Это связано с необходимостью получения сведений о судимости заявителя или его родителей, наличии в архиве УВД области архивных уголовного и личного дел, истребованием и изучением упомянутых дел, получением иных необходимых для решения вопроса о реабилитации данных из УВД или ФСБ области, а в ряде случаев - и из правоохранительных органов других регионов либо бывших союзных республик.

Большинство таких заявлений разрешаются положительно, однако в некоторых случаях в реабилитации отказывается.

Закон содержит перечень не подлежащих реабилитации лиц, в делах которых имеются достаточные доказательства в совершении следующих преступлений:

- измена Родине в форме шпионажа, выдачи военной или государственной тайны, перехода на сторону врага; шпионаж, террористический акт, диверсия;

- совершение насильственных действий в отношении гражданского населения и военнопленных, пособничество изменникам Родины и фашистским оккупантам в совершении таких действий во время Великой Отечественной войны;

- организация бандформирований, совершавших убийства, грабежи и другие насильственные действия, а также принимавших личное участие в совершении этих деяний в составе бандформирований;

- военные преступления, преступления против мира, против человечности и против правосудия.

В августе 2002 года в прокуратуру области обратился военный комиссар одного из городов Республики Украина по вопросу реабилитации гр-на К. После поступления обращения сразу же был сделан запрос о наличии у К. судимости в Информационный центр УВД области, который сообщил, что К. в 1946 году осужден Военным трибуналом войск МВД при Дальстрое по ст.58-1 "а" УК РСФСР за измену Родине и активное пособничество немецко-фашистским захватчикам. Изучением уголовного дела в отношении К., истребованного из архива органов контрразведки Омской области, установлено, что в 1992 году К. уже обращался с просьбой о реабилитации, однако постановлением президиума Магаданского областного суда его осуждение было признано законным и обоснованным. Прокуратурой области К. отказано в реабилитации, при этом разъяснено его право обжаловать указанное решение областного суда в Верховный суд РФ.

Прокуратурой Магаданской области на ближайшее время запланировано проведение комплекса мероприятий, направленных на дальнейшее восстановление справедливости в отношении необоснованно репрессированных граждан и их родственников.

Николай РУСАКОВ, и. о. старшего помощника прокурора Магаданской области, советник юстиции..

 

 



Используются технологии uCoz