Петр Александрович Озерецковский родился 10 июня 1889 года в деревне Еганово Раменсокого района Московской области, в семье псаломщика Александра Николаевича Озерецковского и его жены Марии Васильевны. Семейство Озерецковских было очень большим: кроме Петра еще 4 сына и 4 дочери. Несмотря на то, что жила семья небогато, Александр Николаевич и Мария Васильевна подняли всех детей и дали им  образование. Старший брат Петра, Василий и младший брат Павел, а также сестры Ольга и Анна стали учителями. Старшая сестра Клавдия была хорошей портнихой, брат Дмитрий - бухгалтером, сестра Валентина – врачом, а брат Николай, обладавший красивым баритоном, – певцом Краснознаменного ансамбля песни и пляски имени Александрова, заслуженным артистом России. Петр же выбрал своим жизненным путем служение Богу. В 1903 Петр окончил Донское Духовное училище в Москве и поступил в Московскую Духовную семинарию, по окончании которой в 1909 году три года, до рукоположения, работал учителем.

          

 

Со своей будущей женой Марией Андреевной Озерецковской (урожденной Величкиной) о. Петр познакомился в подмосковном городке Бронницы, где в то время жили их семьи. Мария Андреевна была младшей из четырех детей протоиерея Бронницкого собора Андрея Величкина и его супруги Глафиры Ивановны. По всей видимости, отец Петра, Александр Николаевич, служил псаломщиком при том же храме, потому что семьи жили рядом и были дружны, но эту информацию я попробую уточнить. Старший брат Марии Андреевны – Николай Андреевич Величкин – продолжил семейную династию священнослужителей. Служил он в московской церкви Рождества Христова что Палашевском переулке, а позднее стал настоятелем храма Успения Пресвятой Богородицы в Вешняках. Умер о. Николай в 1935 году в сане протоиерея и был погребен на церковном кладбище. Мария Андреевна окончила Филаретовское духовное училище в Москве и работала учителем русского языка в Бронницах. Там в 1911 году молодые и обвенчались. В том же году у Петра и Марии родился первенец – Николай. В 1912-м, после рукоположения Петра Александровича, отец Марии Андреевны купил и подарил молодым большой дом с мезонином в селе Новорождественное, что примерно в 40 км к юго-востоку от столицы, на улице Базарной (дом N9), как раз напротив церкви Рождества Иоанна Предтечи, где начал служить о. Петр. Спустя годы и сам о. Андрей Величкин переехал к дочери в Новорождественное (тогда уже переименованное в Новое село), где провел последние годы жизни, и был похоронен на церковном кладбище. Мария Андреевна около двух лет проработала учителем приходской школы, а после рождения в 1915 году дочери Веры оставила работу и полностью посвятила себя семье, которая пополнилась еще тремя детьми: Сергей родился в 1917, Ольга – в 21-м, Валентин в 1923 году.

          

 

Храм и дом Озерецковских стояли на мысе крутого высокого берега Москва реки, откуда открывался живописный вид с одной стороны на реку, с другой - на озеро, которое питалось от ручья Бочаг. Каменная церковь, построенная в 1730 году на месте монастыря 14 века, была большой, двухэтажной со строгим, но красивым убранством. Малиновый звон колоколов с высокой колокольни разносился по всему селу, а во время торжественных богослужений стены храма оглашали песнопения большого церковного хора. На второй этаж церкви вела широкая лестница, от нее отходила паперть. По большим праздникам там ставили плошки с горящей смолой. В 1930-х годах в церковной сторожке жила семья регента Сергея Рыбина. Его жена, Агрипина Петровна, была чудесной мастерицей. К Рождеству и Пасхе она всегда делала букеты искусственных цветов, обрамляя их душистыми еловыми и можжевеловыми ветками для украшения храма. Ольга Озерецковская вместе с дочерью регента Серафимой помогала ей. В памяти Ольги Петровны остались картины детства, как выходили люди в Вербную субботу из храма с веточками вербы и зажженными свечами, да так шли домой, ладонью прикрывая свечу от ветра. Долго еще на улице Миллионной на другом берегу озера, мелькали огоньки, колеблясь от дуновения свежего весеннего ветра…

           Очень торжественно, с крестным ходом и песнопениями, отмечали и престольный праздник храма - Иванов день. На службу приходили целыми семьями, нарядно одетые, а после шли на сельскую ярмарку, которая издревле славилась по всей округе… Конечно, после 1917 года от былого трехдневного ярмарочного размаха не осталось и следа, но и тот единственный день ярмарки, что сохранился в послереволюционные годы, был для сельчан настоящим праздником. Еще накануне Иванова дня на поляне, на берегу реки, торговцы раскидывали палатки, привозили самые разнообразные товары, игрушки, сладости и даже мороженное в круглых вафлях с именем на каждой. В праздничный день кругом стоял веселый гомон, то тут, то там раздавались задорные трели свистулек-дудочек… Веселье продолжалось до позднего вечера, пока продавцы не разъезжались, возвращая жителей Нового села к тяжелым трудовым будням. И только разноцветные фантики, которые на следующее утро собирали на поляне новосельские ребятишки, напоминали о недавнем празднике.

           Большую часть дня отец Петр был занят службой в церкви и посещением прихожан. Приход храма был большим: кроме села Новорождественное (более 500 дворов) к нему относились село за Москва рекой Вертячево и село за лесом Заболотье. Второй священник, служивший в храме, Федор Трофимович Богословский, был уже стар, и ему посещать прихожан стало невмоготу.  А все свободное время отец Петр посвящал семье, хозяйству, уходу за скотиной и очень любил работать в огороде. В пойме реки сажали картофель и капусту, а у дома – другие овощи. Сначала старшие дети, прежде всего сын Николай, а потом и младшие во всем помогали отцу: ходили на сенокос, пасли корову, кололи дрова... Мария Андреевна вместе с другими сельскими женщинами возила на продажу молоко в Москву. Несмотря на все тяготы и невзгоды, которые принесли революция и коллективизация селу, а значит и его священнику, семья жила дружно и счастливо, во всем поддерживая друг друга. О. Петр очень любил своих детей и гордился ими. Мария Андреевна вспоминала, как, глядя в окно, на то, как сыновья и дочери по очереди возвращаются из школы, отец Петр подзывал ее и говорил: «Маня, посмотри, какие у нас с тобой ребята!» Прихожане относились к семье Озерецковских очень хорошо, ведь отец Петр наравне с сельчанами участвовал во всех работах и никогда не отказывал в помощи…Но ни прихожане, ни семья священника не знали тогда, какие тяжкие испытания уготованы им в самом ближайшем будущем.

           Предвестником грядущей трагедии стал первый арест Петра Александровича. Зимней ночью 1934 или 1935 года (к сожалению, Ольга Петровна не помнит точной даты) в дом к Озерецковским пришли несколько мужчин. Они разбудили домочадцев и велели всем собраться в одной комнате. Начался обыск. В то время обедневшей семье отапливать весь большой дом стало не по карману, потому зимой они жили в двух комнатах. Остальные были закрыты, а у дверей стояла кровать. Заподозрив, что там может быть что-то спрятано, один из мужчин перелез через кровать, отпер двери и прошел в пустующие комнаты.  Вскоре он вернулся, неся на вытянутых руках скрипичный футляр. Но к его разочарованию, в футляре оказалась лишь скрипка. Не найдя ничего предосудительного, незваные ночные визитеры тем не менее увели отца Петра в город Раменское. Вернулся он только под вечер следующего дня, бледный как полотно. Но о том, что произошло с ним в Раменском,  детям ничего не рассказал, не желая тревожить их. Лишь пока Мария Андреевна хлопотала на кухне, готовя мужу ужин, о чем-то говорил с ней.  А уже на следующее утро о. Петр снова встречал прихожан в храме.

           Однако в 1936 году власти приняли решение о закрытии церкви Рождества Иоанна Предтечи. Узнав об этом, о. Петр вместе с председателем церковного совета Надеждой Кисловой отправились в столицу, чтобы отстоять родной храм. В Синоде им посоветовали написать ходатайство во ВЦИК. Так они и поступили. Но власти оказались непреклонны. 11 мая 1937 года о. Петру пришел ответ из ВЦИК: храм закрыть. Когда  Петр Александрович увидел у храма бригаду, приехавшую выполнять постановление, он наказал домочадцам закрыть все окна, чтобы те не видели, как будет разграблена обитель, которой он отдал 25 лет своей жизни. А вот кирпичи от разрушенной церкви вывозили уже без него…

           После закрытия храма Иоанна Предтечи отец Петр почти не бывал дома, посещая прихожан и по их просьбам совершая обряды, а также ходил служить в единоверческий храм Михаила Архангела села Михайлова Слобода, где прежде служил его дядя – Иван Озерецковский. Но вскоре прихожане потеряли не только храм, но и его священнослужителей. 4 сентября 1937 года около полуночи к Озерецковским пришли сотрудники НКВД с понятыми. Всех подняли, провели обыск.  Как и в первый раз ничего не нашли. "Собирайтесь!" – отчеканил старший в группе, и без каких-либо объяснений о. Петра увели. Испуганные и растерянные, Мария Андреевна и ребята, сбившись в кучку, провожали взглядом Петра Александровича, проходящего под окнами дома, в неизвестность…

           На утро младшим детям - Ольге и Валентину - нужно было идти в Раменскую школу, за пять километров от села. Только-только начался учебный год. Но о каких уроках можно было думать после пережитого ночью? Брат с сестрой вышли во двор, сели на крыльцо и заплакали. К ним подошла мать и сказала: "Не плачьте, папа пострадал за Бога!" Утерев слезы, Оля и Валя отправились в Раменское. По дороге ребята узнали от школьников односельчан, что в ту же ночь были арестованы священник Федор Богословский, дьяк Дмитрий Ильинский, председатель церковного советаНадежда Кислова и (?ключница?) церковная активистка Ольга Евдокимова. Обычные гомон, шалости и веселая толкотня, которыми сопровождались походы в школу, в то сентябрьское утро были позабыты. Ребята шли молча, лишь изредка переговариваясь. Все были крайне встревожены, ведь подобного рода массовые аресты проводились здесь впервые, а о реальных масштабах кровавых репрессий того времени сельчане даже не догадывались...

           В тот же день Мария Андреевна собрала кое-какие вещи мужа и поехала в Раменское, чтобы просить о свидании с ним. Из тюрьмы о. Петр передал жене короткую записку, которую Ольга Петровна хранит по сю пору: «Всех целую. Жив - здоров. Спасибо за присланное – белье оставлю у себя, а то это на мне очень чистое. Конфеты и хлеб послал обратно. В следующий раз принесите сахару, а конфет не надо. Много вообще не носите, а то испортится. Ваш Озерецковский» После перевода о. Петра в Таганскую тюрьму, Мария Андреевна вместе с женой Дмитрия Ильинского, которая тоже пыталась что-то узнать о своем муже, ездила и в столицу, но безуспешно. Та записка стала последней весточкой от ее супруга. Позже на Лубянке семье сообщили приговор, вынесенный отцу Петру: "десять лет без права переписки". Осведомленные в деле репрессий люди говорили, что такая формулировка может означать только одно: расстрел. И все же Мария Андреевна и дети втайне надеялись, что Петра Александровича минует сия трагическая участь. Вскоре и саму Марию Андреевну хотели отлучить от детей и отправить на трудовой фронт. Но к счастью медицинская комиссия города Раменское нашла у нее серьезную болезнь сердца и признала ее нетрудоспособной. Только эта болезнь помогла ей вернуться к детям и хранить осиротевшую семью в годы тяжелых испытаний.

           После ареста священников и их сподвижников родным вдруг вспомнились эпизоды, которые раньше казались совершенно случайными и ничего не значащими, но после той страшной ночи сложились воедино. Незадолго до ареста в дом к Озерецковским стала частенько наведываться незнакомая женщина. Мария Андреевна называла ее Матильдой. Домашним сразу бросилась в глаза одна деталь – не по-деревенски повязанный платок на голове у гостьи. Не под подбородком, не сзади на шее, а на затылке. Приходила она к Петру Александровичу, и они шли беседовать на кухню. О чем были их разговоры, Ольга Петровна не знает. Но после ареста Матильда ни разу не появилась у Озерецковских, и вообще исчезла из села. По всей видимости, она была дознавателем, присланным НКВД. Примерно за год до этого получил «весточку» о грядущем и Дмитрий Ильинский. Обычно летними вечерами, закончив все дела, сельчане выходили на улицу пообщаться. В один из таких вечеров Дмитрий Иванович, который жил через дом от Озерецковских, смеясь, рассказал, что нынче предложил ему погадать какой-то цыган, проходивший через село со стороны парома. «Тебя, Дмитрий, скоро ожидает тюрьма!» – напророчил он. Скорее всего, арест служителей сельской церкви подготавливался заранее…

           Сразу после ареста Петра Александровича его старшего сына Николая, который к тому времени работал художником-оформителем в Москве, уволили с работы. Найти новое место сыну врага народа было невозможно. Николай вернулся в родное село и от пережитых бед тяжело заболел. Из-за радикулита он не мог даже подняться с постели. Мария Андреевна не отходила от сына, грела ему ноги через шерстяное покрывало теплым утюгом и выходила первенца. Оправившись после болезни, Николай, который не привык сидеть без дела, организовал в селе театральную студию для молодежи.  Сельские ребята и девчонки с большим удовольствием поддержали его затею. Декорации мастерили сами, а костюмы брали напрокат в московских театрах. Ставили спектакли в Новом селе, а после, погрузив нехитрый реквизит в колхозную телегу, гастролировали по окрестным селам, собирая много зрителей. В качестве оплаты за ведение кружка колхоз выдавал Николаю немного овощей. Основным же кормильцем семьи в то время стал дом. Еще до ареста о. Петра Озерецковские начали сдавать несколько комнат учителям, получая плату от сельсовета. Эти же деньги выручали их и после ареста главы семьи. Но и их не хватало на жизнь, даже несмотря на то, что двое из детей – Вера и Сергей - тогда уже уехали жить и учиться в Москву. Сергей поступил в медицинский институт. У Веры только-только родилась дочка. Поэтому на семейном совете решили, что пока Сергей будет учиться, 16-ти летняя Ольга пойдет работать, а после того, как брат получит диплом врача, сможет поступить в институт и она.

           В подобной ситуации оказалась и семья подруги Ольги, Тамары, дочери арестованного Дмитрия Ильинского. Девушки оставили учебу в школе и отправились в Раменское на полугодичные курсы по подготовке учителей. Спустя несколько дней к ним приехала ватага одноклассников. Они уговаривали подруг вернуться в школу, но девушки объяснили, что это, увы, невозможно.  После окончания курсов, в июне 1938 года, Ольга получила место учительницы начальных классов в Ново-Харитоновской средней школе, и одновременно начала учиться на заочном отделении Егорьевского педагогического училища. Каждые выходные Ольга, очень скучавшая по семье, бежала на поезд и возвращалась в родительский дом, а в понедельник утром снова уезжала. Казалось, жизнь понемногу начинает налаживаться. Но  наступил 1941 год.

           Начало войны застало Ольгу в Егорьевске, где она как раз сдавала экзамены. Сразу после вручения аттестатов все студенты были срочно отправлены по домам. Перед отъездом в Новое село Ольге приснился странный сон. Она увидела себя в родительском доме. Со второго этажа спускался о. Петр, неся в руках большой чемодан, а впереди него шли младший сын Валентин и чуть подальше от Вали старший, Николай. Вернувшись в Новое село, она узнала, что оба брата были призваны в армию в первые дни войны. Встревоженная Ольга рассказала свой сон матери. Мария Андреевна как могла, успокоила дочь, но тот сон оказался пророческим. Братья погибли практически в одно время и одной смертью: командир взвода лейтенант Валентин Озерецковский был ранен в голову во время налета на эшелон и скончался в госпитале под Ленинградом 10 июля 1942-го, младший сержант Николай Озерецковский был убит под Кировом (ныне г. Тверь) «путей в голову и не произнес ни одного звука» 16 августа того же года… С той войны вернулся лишь Сергей, призванный на фронт в 1942-м. Узнав несколько лет назад все факты из следственного дела о. Петра, Ольга Петровна поразилась и странным совпадениям дат: она вышла замуж 21 октября 1944 года, не подозревая о том, что в этот день – 21 октября, но в 1937-м,  – о. Петр был расстрелян. А реабилитировали Петра Александровича 30 июня 1962 года – в день рождения дочери…

           Вскоре после окончания войны, осенью 1945 года, в дом к Озерецковским постучала незнакомая женщина. Платок на ее голове был повязан  точь-в-точь, как когда-то у Матильды. Когда Мария Андреевна открыла ей, та сообщила, что недавно вышла из мест заключения и там видела Петра Александровича. Он жив – здоров, только потерял один из пальцев на руке. Пока Мария Андреевна разговаривала с незнакомкой, Ольга побежала к соседке – учительнице, а та привела председателя сельсовета. Он пригласили женщину пройти с ним, чтобы выяснить, кто она такая. На следующий день председатель сообщил Озерецковским, что их гостья действительно находилась в заключении. Доказательством тому послужила справка, которую она предъявила. Установив ее личность, председатель отпустил женщину, но к Озерецковским она не вернулась, оставив семью в полном смятении и тревоге: верить ли той радостной вести, которую она принесла? Понимая, что выжить в голодные военные годы в лагере было практически невозможно, они все же надеялись на чудо и переживали, что ничем не могут облегчить участь родного человека… Увы, слова незнакомки оказались ложью, до сих пор не понятно зачем сказанной. Была ли она очередной дознавательницей, пришедшей проверить семью репрессированного священника? Возможно…

           В 1953 году, в связи со строительством испытательного аэродрома г. Жуковский, Новое село было решено перенести на окраину Раменского. Вместе с другими домами на новое место был перевезен и дом Озерецковских. Но Марию Андреевну в него уже не пустили. «Дом не ваш, вы там проживали временно», - заявили местные чиновники. На беду, Мария Андреевна, никак не могла найти купчую на дом. Но в любом случае, бороться семье репрессированного против власти было бесполезно. Так Озерецковские потеряли последнее напоминание о том времени, когда они жили все вместе и были счастливы. Мария Андреевна получила 16-ти метровую комнатушку в коммуналке с двумя соседями, а в их семейном гнезде обосновался сельсовет. Мария Андреевна Озерецковская прожила в селе Новом до августа 1963 года, а потом сдала свою комнату и переехала в Кубинку к сыну Сергею, который после демобилизации должен был получить отдельную квартиру. Но пожить ей там было не суждено. Она умерла через месяц, 5 сентября 1963 года, на следующий день после очередной даты ареста о. Петра, так и не узнав о гибели  мужа и его реабилитации…

           Спустя многие годы, в 1998 году, настоятель церковного прихода города Жуковский Николай Струков и его прихожане, среди которых было немало уроженцев Нового села, решили вдохнуть новую жизнь в пустынные места, где когда-то возвышалась церковь Иоанна Предтечи и бурлила полнокровная жизнь села. На месте расположения разрушенной церкви были проведены археологические раскопки. На глубине 80 сантиметров были найдены пол, солея, амвон, стены храма и место Святого Престола. Вскоре здесь был возведен новый небольшой деревянный храм Рождества Иоанна Предтечи в стиле русского деревянного зодчества, а также другие церковные постройки. И снова в церковные праздники над Москва рекой разносится колокольный звон, и звучат торжественные песнопения, а прихожане поминают всех тех, кто жил здесь  и отдал жизнь за веру.

 

Озерецковский Петр Александрович
ГодРождения = 1889
ДеньРождения = 10
МесяцРождения = 6
МестоРождения = Московская о., Раменский р., д.Еганово
священник
Родился в семье псаломщика

Священник Озерецковский Петр Александрович
по 1937г.

Образование

1

УчебЗаведение = Московское Донское духовное училище
ГодОкончания = 1903

2

УчебЗаведение = Московская Духовная Семинария
ГодПоступления = 1903
ГодОкончания = 1909

Служение

МестоСлужения = Московская о., Раменский р., с.Михайлова Слобода
священник
ГодОкончанияСлужения = 1937

Аресты

МестоАреста = Московская о., Раменский р., с.Новое
ГодАреста = 1937
ДеньАреста = 4
МесяцАреста = 9

Осуждения

КемОсужден = тройка при УНКВД СССР по Московской обл.
ГодОсуждения = 1937
ДеньОсуждения = 17
МесяцОсуждения = 10
ОбвинениеПриОсуждении = "контрреволюционная деятельность"
СтатьяОбвинения = ст.58-10 УК РСФСР
Приговор = высшая мера наказания - расстрел

Кончина

ГодСмерти = 1937
ДеньСмерти = 21
МесяцСмерти = 10
ПричинаСмерти = расстрел
МестоСмерти = Московская о., пос.Бутово, "Бутовский полигон"
МестоЗахоронения = Московская о., пос.Бутово, "Бутовский полигон"

Канонизация

ЧинСвятости = Священномученик священник Петр Озерецковский
ДатаКанонизации = 20.08.2000
КемКанонизирован = Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, 13-16 августа 2000г.
Канонизация от Московской епархии
Дни_памяти

1

ПояснениеДатыПамяти = Собор новомучеников и исповедников Российских
Первое воскресение, начиная с 25.01/07.02

2

ДатаПамятиСтСт = 08.10
ДатаПамятиНовСт = 21.10
ПояснениеДатыПамяти = день мученической кончины (1937г.)

Реабилитация

ДатаРеабилитации = 30.06.1962
ПоКакомуГодуРеабилитация = 1937

Публикации

1 Дубинский А.Ю. Московская Духовная Семинария: Алфавитный список выпускников 1901-1917 годов (генеалогический справочник). М.: Прометей, 1998. 123 с.
С.60.
2 Мартиролог расстрелянных и захороненных на полигоне НКВД "Объект Бутово" 08.08.1937-19.10.1938. М.:"Зачатьевский монастырь", 1997. 420с.
С.252.
3 Деяние Юбилейного Освященного Аpхиеpейского Собоpа Русской Пpавославной Цеpкви о собоpном пpославлении новомучеников и исповедников Российских XX века. Москва, 12-16 августа 2000г.

Документ

Списки клириков и мирян, расстрелянных и захороненных в районе пос. Бутово Московской обл.

(c) Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт

 

Фотография Величкины-Озерецковские.

 Верхний ряд слева направо: Ольга Александровна Озерецковская - сестра Петра Озерецковского, Мария Андреевна Озерецковская (Величкина) - жена Петра Озерецковского, Петр Озерецковский, Ольга Андреевна Озерецковская - сестра Марии Андреевны.

 Сидят слева направо: Александр Николаевич Озерецковский - отец Петра Озерецковского, Мария Васильевна Озерецковская - мать Петра Озерецковского, Андрей Величкин - отец Марии Андреевны,  Глафира Ивановна - мать Марии Андреевны. Сидит на полу Алексей Андреевич Величкин - брат Марии Андреевны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2) Мария Андреевна Озерецковская с сыном Николаем

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Используются технологии uCoz