РОЗДІЛ 1.1
Постаті. Семирадський Г.І.
В інтернеті зараз можна знайти багато варіантів біографії і
фотографій робіт Семирадского
Г.И.
Але те, що він був нашим земляком, є маловідомою сторінкою для мешканців нашого Харкова.
“История искусств не является мертвой, раз и навсегда сложившейся системой оценок и понятий. Идеология, религия, индивидуальный вкус и общественное сознание, мораль и право- все это накладывает свой отпечаток на наши попытки определить место и роль художника или целой школы в развитии искусства.
Известны имена художников чей мимолетный
успех угас, не пережив не только произведений, но и самих авторов.
Сменилась идеология или просто мода и вот
мы уже не помним тех имен и названий,
которыми мы восторгались еще вчера. А бывает наоборот - талантливый человек,
создающий действительно ценные полотна, становится жертвой общественной
системы, потому, что не отвечает требованиям господствующей идеологии. И тот
факт, что его полотна создавались задолго до торжества этой самой идеологии, ничего не меняет.
В советской критике самым мягким
определением для творчества Генриха Ипполитовича Семирадского была формулировка
- “холодное салонное искусство, далекое от потребностей трудящихся”. Хорошо,
что еще “искусство”. Семирадский считался художником буржуазным, консервативным
из-за частого обращения к библейской тематике, чуть ли не религиозным. И хотя
советская критика канула в Лету вместе с Советским Союзом, об этом мастере мало кто знает и сегодня.
Генрих Ипполитович Семирадский родился в
1843г. в Печенегах под Харьковом, где в то время стоял драгунский полк, в котором генералом был его отец, польский дворянин.
Спустя несколько лет семья переехала в
Харьков, где Генрих учился во 2-ой гимназии, а затем в университете на
физико-математическом факультете. Будущий живописец не только успешно окончил
университетский курс, но и защитил диссертацию на тему “Oб инстинкте насекомых”. Но ни математика, ни
энтомология не стали его судьбой. Первым, кто учил
маленького Семирадского рисовать, был Дмитрий
Иванович Безперчий, ученик и последователь К.Брюллова. Генрих брал у него уроки довольно долго, а в 1864г. уезжает в
С-Петербург и сразу же поступает в Академию художеств.
Одним из лучших
представителей неоакадемического направления в живописи Семирадского стали
называть еще во время учебы в Академии. Этому направлению он останется верен
всю жизнь - и темами его картин, как монументальных полотен, так и небольших
холстов всегда, будут сюжеты из библейской, античной и древнеславянской
истории.
Он получал свои первые золотые медали на
выставках в то время, когда в России уже развивалось новое течение - реализм.
Картины Репина и других художников-передвижников изображали горькую и
беспросветную народную жизнь, но Семирадского привлекали "дела давно
минувших дней, преданья старины глубокой".
"Все эти факты с тенденцией, которых
вы требуете от художников, - кричал он в пылу спора писателю-реалисту Стасову,
- "с живописью ничего общего не имеют! Это скука, это рассудочная
проза!" Присутствовавший при разговоре Репин целиком стоял на стороне
коллеги-художника. Семирадского и Репина, кстати, дружба связывала всю жизнь,
несмотря на принадлежность к противоборствующим направлениям в искусстве.
В 1870 г. Генрих приезжает в Харьков, чтобы закончить семейные дела и продать
небольшое поместье, т.к. родители и прочие домочадцы отбывают на родину - в
Варшаву, а самого художника ожидает 6-ти летняя работа в Мюнхене, Флоренции и
Риме по направлению и за счет Академии Художеств.
Раевская-Иванова, руководительница
харьковской художественной школы, вспоминала в своих мемуарах, что в этот
приезд Семирадский подарил ей несколько своих рисунков и картину, написанную в
совершенно не характерной для него манере критического реализма. Картина эта “Лавка гробовщика” до сих пор находится в Харькове, в Художественном музее.
До сих пор критики и искусствоведы
спорят о принадлежности ее кисти Генриха Семирадского.
Другая картина, попавшая в Художественный музей в
1926г., сомнений в подлинности не вызывает. Это
монументальное полотно из древнеримской истории "Исаврийские пираты продают свою
добычу" имеет еще одно название "Корсары". Второй вариант этой картины находится в Польше.
В 2000г.
картину "Корсары" возили
в Печенеги - на родину художника. Полотно под охраной милиции было выставлено в
местной школе и полюбоваться на шедевр знаменитого земляка приходили огромные
толпы народа. В 19-00 школа закрывалась, но и после закрытия на крыльцо
поднимались бородатые механизаторы в телогрейках и слезно просили стражей
порядка: “Хлопці! Hу одкрийте ж. Ми цілий день в полі, ну дайте подивиться на
корсарів”. Что было делать “хлопцям” – открывали.
Нет необходимости повторять банальные
фразы о том, что истинное искусство вечно, и у настоящего мастера всегда будут
свои зрители и почитатели, даже спустя много лет.
Нет, не права была советская критика,
называя Семирадского “холодным салонным художником”. Прежде всего, он был
выдающимся мастером. Его картины хранятся сегодня в Третьяковской галерее,
Львовском, Краковском, Варшавском художественных музеях, во множестве частных коллекций. В свое время
они участвовали во множестве выставок, получали золотые и серебряные награды, их покупали члены императорской
российской семьи. Они и по сей день остаются шедеврами мировой живописи.
Не права была критика, причисляя
художника к консерваторам. Новые цветовые решения Семирадского, его т.н.
“световая режиссура” были для своего времени просто открытием.
Помимо библейских и исторических полотен
он выполнил несколько росписей в Храме Христа Спасителя в Москве, писал Лик
евангелиста Луки для Исаакиевского собора в Петербурге, расписывал занавесы во Львовском и Краковском оперных театрах. Были его
росписи и в Харьковском костеле.
Стокгольмской художественных Академий, всю жизнь
Семирадский провел вдали от родины – в Риме, где по его собственному признанию
только и мог находиться художник, избравший предметом своей жизни античность. И все же Генрих скучал по родине. В одном из своих писем родителям, где
он рассказывал о прогулке по окраине Рима, есть такие строки: ”Удивительное
создание – человек, уезжает далеко, а ради чего? Стоило услышать стрекотание
кузнечиков и … оказаться в Харькове”.
Но в
Харькове Генрих Семирадский больше не бывал. Он умер в 1902 г. и похоронен в Кракове.
Рис.1
А
нам, в память о нем, остались 2 картины и улица, на которой стоял когда-то
единственный каменный дом, принадлежавший семейству Семирадских. Долгое время
потом улица носила имя художника, но затем в название каким-то образом приникла
буква “г” и современному харьковчанину ни о чем не говорят Семиградская улица, Семиградский переулок и Семиградский въезд, расположенные в том же районе” [1] (Рис.1) [2].