РОЗДІЛ 1.1

                

             Постаті.  Семирадський Г.І.

 

В інтернеті зараз можна знайти багато варіантів біографії  і  фотографій    робіт Семирадского Г.И.

 Але те, що він був нашим земляком, є маловідомою сторінкою для мешканців нашого Харкова.

“История искусств не является мертвой, раз и навсегда сложившейся системой оценок и понятий. Идеология, религия, индивидуальный вкус и общественное сознание, мораль и право- все это накладывает свой отпечаток на наши попытки определить место и  роль художника или целой школы в развитии искусства.

Известны имена художников чей мимолетный успех угас, не пережив не только произведений, но и самих авторов.

Сменилась идеология или просто мода и вот мы уже  не помним тех имен и названий, которыми мы восторгались еще вчера. А бывает наоборот - талантливый человек, создающий действительно ценные полотна, становится жертвой общественной системы, потому, что не отвечает требованиям господствующей идеологии. И тот факт, что его полотна создавались задолго до торжества этой самой идеологии, ничего не меняет.

В советской критике самым мягким определением для творчества Генриха Ипполитовича Семирадского была формулировка - “холодное салонное искусство, далекое от потребностей трудящихся”. Хорошо, что еще “искусство”. Семирадский считался художником буржуазным, консервативным из-за частого обращения к библейской тематике, чуть ли не религиозным. И хотя советская критика канула в Лету вместе с Советским Союзом, об этом мастере мало кто знает и сегодня.

Генрих Ипполитович Семирадский родился в 1843г. в Печенегах под Харьковом, где в то время стоял драгунский полк, в котором генералом был его отец, польский дворянин.

Спустя несколько лет семья переехала в Харьков, где Генрих учился во 2-ой гимназии, а затем в университете на физико-математическом факультете. Будущий живописец не только успешно окончил университетский курс, но и защитил диссертацию на тему “Oб инстинкте насекомых”. Но ни математика, ни энтомология не стали его судьбой. Первым, кто учил маленького Семирадского рисовать, был Дмитрий Иванович Безперчий, ученик и последователь К.Брюллова. Генрих брал у него уроки довольно долго, а в 1864г. уезжает в С-Петербург и сразу же поступает в Академию художеств.

Одним из лучших представителей неоакадемического направления в живописи Семирадского стали называть еще во время учебы в Академии. Этому направлению он останется верен всю жизнь - и темами его картин, как монументальных полотен, так и небольших холстов всегда, будут сюжеты из библейской, античной и древнеславянской истории.
      Он получал свои первые золотые медали на выставках в то время, когда в России уже развивалось новое течение - реализм. Картины Репина и других художников-передвижников изображали горькую и беспросветную народную жизнь, но Семирадского привлекали "дела давно минувших дней, преданья старины глубокой".
      "Все эти факты с тенденцией, которых вы требуете от художников, - кричал он в пылу спора писателю-реалисту Стасову, - "с живописью ничего общего не имеют! Это скука, это рассудочная проза!" Присутствовавший при разговоре Репин целиком стоял на стороне коллеги-художника. Семирадского и Репина, кстати, дружба связывала всю жизнь, несмотря на принадлежность к противоборствующим направлениям в искусстве.

В 1870 г. Генрих приезжает в Харьков, чтобы закончить семейные дела и продать небольшое поместье, т.к. родители и прочие домочадцы отбывают на родину - в Варшаву, а самого художника ожидает 6-ти летняя работа в Мюнхене, Флоренции и Риме по направлению и за счет Академии Художеств.

Раевская-Иванова, руководительница харьковской художественной школы, вспоминала в своих мемуарах, что в этот приезд Семирадский подарил ей несколько своих рисунков и картину, написанную в совершенно не характерной для него манере критического реализма. Картина эта “Лавка гробовщика до сих пор находится в Харькове, в Художественном музее. До сих пор критики и искусствоведы спорят о принадлежности ее кисти Генриха Семирадского.

Другая картина, попавшая в Художественный музей в 1926г., сомнений в подлинности не вызывает. Это монументальное полотно из древнеримской истории "Исаврийские пираты продают свою добычу" имеет еще одно название "Корсары".   Второй вариант этой картины находится в Польше.

В 2000г.  картину "Корсары" возили в Печенеги - на родину художника. Полотно под охраной милиции было выставлено в местной школе и полюбоваться на шедевр знаменитого земляка приходили огромные толпы народа. В 19-00 школа закрывалась, но и после закрытия на крыльцо поднимались бородатые механизаторы в телогрейках и слезно просили стражей порядка: “Хлопці! Hу одкрийте ж.  Ми цілий день в полі, ну дайте подивиться на корсарів. Что было делать хлопцям” – открывали.

Нет необходимости повторять банальные фразы о том, что истинное искусство вечно, и у настоящего мастера всегда будут свои зрители и почитатели, даже спустя много лет.

Нет, не права была советская критика, называя Семирадского “холодным салонным художником”. Прежде всего, он был выдающимся мастером. Его картины хранятся сегодня в Третьяковской галерее, Львовском, Краковском, Варшавском художественных музеях,  во множестве частных коллекций. В свое время они участвовали во множестве выставок, получали  золотые и серебряные награды, их покупали члены императорской российской семьи. Они и по сей день остаются шедеврами мировой живописи.

Не права была критика, причисляя художника к консерваторам. Новые цветовые решения Семирадского, его т.н. “световая режиссура” были для своего времени просто открытием.

Помимо библейских и исторических полотен он выполнил несколько росписей в Храме Христа Спасителя в Москве, писал Лик евангелиста Луки для Исаакиевского собора в Петербурге, расписывал занавесы во Львовском и Краковском оперных театрах. Были его росписи и в Харьковском костеле.

Стокгольмской художественных Академий, всю жизнь Семирадский провел вдали от родины – в Риме, где по его собственному признанию только и мог находиться художник, избравший предметом своей жизни античность. И все же Генрих скучал по родине. В одном из своих писем родителям, где он рассказывал о прогулке по окраине Рима, есть такие строки: ”Удивительное создание – человек, уезжает далеко, а ради чего? Стоило услышать стрекотание кузнечиков и … оказаться в Харькове”.

Но в  Харькове Генрих Семирадский больше не бывал. Он умер в 1902 г. и похоронен в Кракове.

Рис.1

 
А нам, в память о нем, остались  2 картины и улица, на которой стоял когда-то единственный каменный дом, принадлежавший семейству Семирадских. Долгое время потом улица носила имя художника, но затем в название каким-то образом приникла буква “г” и современному харьковчанину ни о чем не говорят Семиградская улица, Семиградский переулок и Семиградский  въезд, расположенные в том же районе” [1] (Рис.1) [2].



[1] Телеканал “Перша столиця”, Харків

[2] http://www.karta.kharkov.ua/map.php

Используются технологии uCoz