За время действия закона
органами Прокуратуры Российской Федерации проделана огромная работа:
пересмотрено свыше 583 тысяч уголовных дел, по которым реабилитировано свыше
590 тысяч граждан.
Прокуратурой Магаданской области за 1991 - 2003 годы проверено свыше 15 тысяч
архивных уголовных дел и реабилитировано свыше 16 тысяч граждан.
Работа по пересмотру архивных уголовных дел в отношении лиц, осужденных на
территории Магаданской области за так называемые политические преступления,
кропотливая и связана с преодолением определенных сложностей.
Во-первых, это связано с тем, что доля лиц, впервые осужденных Тройками НКВД по
Дальстрою, Военными трибуналами войск НКВД (МГБ, МВД) при Дальстрое, выездной
сессией Хабаровского областного суда за политические преступления, невелика, и
пересмотр дел в отношении таких лиц не вызывает трудностей.
Однако в подавляющем большинстве случаев в Магаданскую область направлялись
лица для отбывания наказания за ранее совершенные ими преступные деяния, при
этом многие из них имели несколько судимостей, в том числе и за политические
преступления.
Для того чтобы проверить законность осуждения гражданина, например Тройкой НКВД
при Дальстрое, необходимо пересмотреть каждую из предыдущих судимостей за
политические преступления, начиная с более ранней. Для этого направляются
соответствующие запросы в прокуратуры, расположенные по месту нахождения
органа, принявшего решение о применении репрессии. География направления таких
запросов велика - от Военного трибунала группы Советских войск в Германии до
Камчатского областного суда.
Во-вторых, принесение осужденными кассационных жалоб на неправильную, по их
мнению, квалификацию содеянного, суровость меры наказания и т.п. независимо от
результатов их рассмотрения или осуждение лица постоянной сессией Хабаровского
краевого суда автоматически удлиняет во времени процедуру пересмотра дела. В
подобных случаях представление в судебную коллегию по уголовным делам
Верховного Суда Российской Федерации вносит Генеральная прокуратура РФ, куда
прокуратура области направляет архивное уголовное дело с просьбой принести
представление.
В-третьих, работа по пересмотру архивных дел осложняется неодно-кратными
изменениями уголовного и уголовно-процессуального законодательства,
территориального деления и переименованиями областей, краев, автономных
округов, распадом Советского Союза на суверенные государства, принявшими свои,
отличные от закона Российской Федерации нормативные документы о реабилитации
жертв политических репрессий, утратой или уничтожением за истечением сроков
хранения ряда архивных уголовных дел, наличием у осужденных нескольких фамилий
(число которых доходит до тринадцати), указанием различных анкетных данных
лица, осужденного к высшей мере социальной защиты - расстрелу, с анкетными
данными, содержащимися в документах дела, и т. п.
Несмотря на колоссальный объем проделанной работы, органам прокуратуры
Российской Федерации предстоит еще проверить 58 тысяч 900 архивных уголовных
дел, а Прокуратуре Магаданской области - около 3 тысяч.
Наряду с пересмотром архивных уголовных дел органы прокуратуры рассматривают
заявления заинтересованных лиц или общественных организаций о реабилитации лиц,
необоснованно осужденных по политическим мотивам.
Прокуратурой Российской Федерации за время действия закона разрешено свыше 745
тысяч обращений граждан и организаций по вопросам реабилитации, восстановления
нарушенных прав, предоставления льгот реабилитированным.
В соответствии с законом пострадавшими от политических репрессий и подлежащими
реабилитации признаются следующие категории граждан:
- лица, непосредственно подвергшиеся политическим репрессиям;
- дети, находившиеся вместе с репрессированными родителями в местах лишения
свободы;
- дети, супруга (супруг) расстреленных или умерших в местах лишения свободы и
реабилитированных посмертно.
В 2003 году в прокуратуру области обратился житель Алтайского края М. с
заявлением о реабилитации. Проверкой заявления установлено, что отец М. в 1938
году осужден по постановлению Тройки УНКВД по Дальстрою как организатор
антисоветской саботажнической группы и за высказывание вражды против советской
власти приговорен к высшей мере уголовного наказания - расстрелу. Постановление
Тройки в отношении М. приведено в исполнение. Спустя 25 лет президиум
Магаданского областного суда указанное постановление Тройки отменил и
производство по уголовному делу прекратил за отсутствием в действиях отца М.
состава преступления. Изучением хранящегося в архиве УВД области уголовного
дела в отношении отца М. и приобщенных М. к заявлению документов установлено,
что на М. и его отца распространяется действие Закона "О реабилитации
жертв политических репрессий". После этого заявителю были направлены
справки о его реабилитации и реабилитации отца. Данные справки М. необходимо
предъявить в органы социального обеспечения населения по месту своего
жительства для получения предусмотренных законом льгот.
Необходимо отметить, что дети признаются пострадавшими от политических
репрессий и подлежащими реабилитации только в тех случаях, когда они родились
до освобождения незаконно репрессированных по политическим мотивам родителей из
места лишения свободы или до применения к последним высшей меры уголовного
наказания - расстрела, а супруге (супругу) льготы предоставляются, если она
(он) не вступила (вступил) в другой брак.
Так, гр-ке Г. 1954 года рождения отказано в реабилитации, поскольку ее отец,
осужденный по политическим мотивам и впоследствии реабилитированный, был
освобожден из мест лишения свободы Магаданской области в 1952 году.
Заявления о реабилитации перечисленных выше категорий граждан подаются самими
репрессированными, любыми другими лицами или общественными организациями в
органы прокуратуры по месту нахождения органа, принявшего решение о применении
репрессии. Так, заявление о реабилитации лица, осужденного Военным трибуналом
войск НКВД при Дальстрое, необходимо направлять в прокуратуру Магаданской
области, а осужденного Особым совещанием при НКВД СССР - в прокуратуру города
Москвы.
Законом установлен достаточно длительный срок рассмотрения заявлений о
реабилитации - 3 месяца. Это связано с необходимостью получения сведений о
судимости заявителя или его родителей, наличии в архиве УВД области архивных
уголовного и личного дел, истребованием и изучением упомянутых дел, получением
иных необходимых для решения вопроса о реабилитации данных из УВД или ФСБ
области, а в ряде случаев - и из правоохранительных органов других регионов
либо бывших союзных республик.
Большинство таких заявлений разрешаются положительно, однако в некоторых
случаях в реабилитации отказывается.
Закон содержит перечень не подлежащих реабилитации лиц, в делах которых имеются
достаточные доказательства в совершении следующих преступлений:
- измена Родине в форме шпионажа, выдачи военной или государственной тайны,
перехода на сторону врага; шпионаж, террористический акт, диверсия;
- совершение насильственных действий в отношении гражданского населения и
военнопленных, пособничество изменникам Родины и фашистским оккупантам в
совершении таких действий во время Великой Отечественной войны;
- организация бандформирований, совершавших убийства, грабежи и другие
насильственные действия, а также принимавших личное участие в совершении этих
деяний в составе бандформирований;
- военные преступления, преступления против мира, против человечности и против
правосудия.
В августе 2002 года в прокуратуру области обратился военный комиссар одного из
городов Республики Украина по вопросу реабилитации гр-на К. После поступления
обращения сразу же был сделан запрос о наличии у К. судимости в Информационный
центр УВД области, который сообщил, что К. в 1946 году осужден Военным
трибуналом войск МВД при Дальстрое по ст.58-1 "а" УК РСФСР за измену
Родине и активное пособничество немецко-фашистским захватчикам. Изучением
уголовного дела в отношении К., истребованного из архива органов контрразведки
Омской области, установлено, что в 1992 году К. уже обращался с просьбой о
реабилитации, однако постановлением президиума Магаданского областного суда его
осуждение было признано законным и обоснованным. Прокуратурой области К.
отказано в реабилитации, при этом разъяснено его право обжаловать указанное
решение областного суда в Верховный суд РФ.
Прокуратурой Магаданской области на ближайшее время запланировано проведение
комплекса мероприятий, направленных на дальнейшее восстановление справедливости
в отношении необоснованно репрессированных граждан и их родственников.
Николай РУСАКОВ, и. о. старшего помощника
прокурора Магаданской области, советник юстиции..